Уникальная возможность один раз в год учиться у авторов методики! Еще есть возможность попасть на обучение в этом году! 10-14 апреля в Санкт-Петербурге семинар Владимира Слабинского и Надежда Воищевой - авторов фольклорно-психологической методики "Позитивная куклотерапия". Подробности +7(905)226-74-34 Запись pdpedu@yandex.ru Выдается Свидетельство повышения квалификации гособразца (72 ак. часа). Возможен налоговый вычет. Сотрудница музея-заповедника «Кижи» О.В. Голубкова в работе «Образ Богини-Матери в традиционной культуре Русского Севера» описывает, сделанную во время полевой этнографической экспедиции 2001 г. в село Воскресенка Омской области находку – кукольную композицию, хранящуюся в семье потомков архангельских переселенцев. Их предки переехали в Сибирь в первой половине XIX века. Данная кукольная композиция была сшита в середине 70-х годов ХХ века старейшей представительницей семьи, Марией Ивановной (1917 г.р.), по образцу куклы, изготовленной ее бабкой (родившейся в Архангельской губернии). Представленная кукольная композиция сшита из лоскутков разноцветной ткани и состоит из трех фигур. Центральная фигура композиции изображает женский персонаж. Ее голова повязана платком (концы завязаны сзади), плечи и верхняя часть тела укутаны синей накидкой, спускающейся чуть ниже пояса, застегнутой на груди на пуговицу. Кукла одета в темно–синюю кофту с длинными рукавами, скрывающими кисти рук, клетчатый красно–голубой сарафан и длинный клетчатый серо–зеленый передник, украшенный кружевами по нижнему краю. Руки скрещены на груди. Длинный подол сарафана полностью закрывает ноги. Расцветка одежды центральной куклы произвольная (использовались тряпицы, какие имелись под рукой) и не соответствует изначальному образцу (куклам, подаренным информантке ее бабкой). По сообщению Марии Ивановны, в одежде большой куклы преобладали темные тона (бордово–коричневые), некоторые детали одежды были выполнены из домотканых тканей. На голове старой куклы был надет кокошник, ноги были обутыми. Ее передник был изготовлен из домотканого холста и вышит (узорами красного цвета). Сарафан также был клетчатым, но более темным, красно–бурого цвета в синюю клетку. Вторая, маленькая, фигурка изображает невесту. У этой куклы нет ног. На голову надет белый атласный платок, запахнутый концами вперед и не завязанный на узел (как бы застегнутый на булавку). Сама фигурка облачена в конусообразное платье с длинными рукавами. Верхняя часть платья красного цвета, подол белый. Поверх платья надет белый кружевной передник. Третья фигурка представляет жениха. Он одет в красную рубаху «навыпуск» и черные штаны. Был подпоясан, но пояс утерян. Голова не покрыта. По словам информантки, расцветка одежды маленьких фигурок образцовой композиции также была бело–красной. Маленькие кукольные фигурки сшиты за руки (невеста по правую руку жениха) и пришиты к подолу большой куклы. Следует обратить внимание, что изначально все куклы были безликими. Лицо большой куклы несколько лет назад разрисовала внучка информантки. О ритуальном назначении таких кукол Мария Ивановна рассказывала то, что слышала от своей бабки. В первой пол. XIX в. в Архангельской губернии (где последняя родилась и выросла) таких кукол изготовляли по случаю предстоящей свадьбы. Их шила мать невесты (не удалось выяснить, могла ли шить таких кукол мать жениха, например, если невеста была сиротой, или же в этом случае кукол для молодоженов шила родственница или крестная невесты). До свадьбы молодые не должны были видеть приготовленных для них кукол. Во время свадебной церемонии (после венчания) мать невесты отрывала от подола большой куклы маленьких куколок и передавала их молодоженам с пожеланием благополучия и чадородия молодой семье. Большая кукла оставалась в ее доме. В Сибири подобный свадебный обряд уже не практиковался. Старая кукла (которая, к сожалению, не сохранилась) была сшита уже в Сибири, вскоре после переезда из Архангельских земель. По словам информантки, ее бабка приготовила такую композицию к свадьбе дочери. Но с переездом в новые места традиция была утрачена (к тому же, дочь вышла замуж за сибиряка) и обряд передачи куклы не состоялся. Неразделенная трехфигурная композиция так и осталась у матери невесты, которая в дальнейшем отдала ее внучке (Марии Ивановне). Последняя сшила подобную куклу уже в преклонном возрасте, когда бабкин подарок сильно обветшал. Не исключено, что некоторые детали композиции были утрачены или искажены, поскольку на тот момент сохранились уже не все элементы одежды, их приходилось восстанавливать по памяти. Сегодня данная кукольная композиция имеет исключительно декоративное значение. Она хранится в семье как память о предках (совсем еще не далеких), приехавших в Сибирь с Русского Севера. Приведенный случай является типичным этнографическим описанием. Музейные фонды хранят тысячи подобных находок, сделанных этнографами во время полевых экспедиций. Этнографами, историками, культурологами написаны тысячи научных статей и сотни книг, в которых приводятся описания различных народных кукол и фиксируется связанная с ними обрядовая практики. И все же приходится подчеркнуть, что тема народной куклы в традиционной культуре хранит еще много загадок. Наиболее актуальными нам – психологам – представляются психологические аспекты. К сожалению, механистическое воспроизведение современными людьми старых практик мало что дает. Современный мир очень сильно отличается от мира, в котором жили наши предки, равно как и современные люди достаточно сильно отличаются от своих предшественников. Поэтому требуется не только реконструкция, но и критическое на научной основе переосмысление. Это мы придумали использовать народную куклу в психотерапии и психологическом консультировании и можем научить этому вас. Источник: https://psy.su/feed/5125/